Руне Белсвик – норвежский прозаик, драматург, автор детских книг. В 2000-х годах получил несколько литературных наград, в том числе национальную премию Браги. Его повести очень популярны в Норвегии, истории о Простодурсене вошли в "Золотую детскую библиотеку" – список книг, рекомендованных к изучению в детских садах и школах.
Народу здесь совсем немного. Добряк Простодурсен, очаровательная Октава, умелый кондитер Ковригсен, непутевый Сдобсен и противный Пронырсен. Здесь холодно зимой так, что, если не топить печку, превратишься в сосульку, зато весной пробивается под солнышком трава спросонья, а летом поспевает ягода кудыка, которая хороша хоть в пудинге, хоть в пироге. Если кондитер Ковригсен печет коврижки, хлеб и крендели, по стране разносится сытый хлебный дух, а если Простодурсен найдет серый теплый камень, то непременно кинет в реку – бульк! – раздается самый чудесный звук на свете.
В любой истории бывает «но вот однажды», и эта не исключение. На голову Простодурсену сваливается утиное яйцо, которое портит ему все планы. Что бы вы сделали, столкнись вы лицом к лицу с утиным яйцом, маму которого только что утащил вор? Простодурсен тоже сначала растерялся, но потом придумал: укутал яйцо одеялом и затопил в доме печь. А потом появился Утенок и сказал миру свое первое «кля-кля». Он быстро рос, катался у Простодурсена в кармане, смешил его, огорчал и даже пару раз серьезно испугал (ну не уследил Простодурсен, не уследил!), а еще научил его смотреть в небо. Бесконечное и безначальное. Он сказал, что это помогает от всего.
Вот такое чудо. Не было никого, и вдруг – вот он, Утенок, непоседа, надоеда, фокусник. На что он только способен! Даже скряга и нелюдим Пронырсен, один раз глянув на Утенка, стал человеком. Правда, первым его собеседником оказалась лопата. Они даже успели два раза поссориться. Но потом у него появился настоящий друг, вот они наговорились!
Хорошая книга, как коврига, теплая, большая и с корочкой. О ней можно взахлеб рассказывать и рассказывать, восхищаясь героями, их мыслями, описанием природы: "Весна выживает зиму, - объяснила куропатка, - щекочет ей пятки и подмышки; зима сжимается и уходит в землю. Возвращаются птицы, весна ударяет всем в голову, и все кругом голову теряют, но приходят из-за этого в хорошее настроение, и надолго". Закатил Ковригсен большой Марципановый праздник. 314 мелких фигурок животных из марципана! 918 фруктов и ягод из марципана! Марципановые камни-бульки (Простодурсену)! Марципановые сухарики (Пронырсену)! Гости наелись так, что пощады запросили, марципановой паузы и пошли хороводы водить.
Вот такая книга. О дружбе, о любви, о простом и сложном, о том сколько надо храбрости, чтобы быть маленьким, и как это сложно – быть большим. О том, что дуракавляние и ничегонеделание – самая важная часть жизни. Кстати, это, пожалуй, единственная книга для детей, в которой взрослого любят так же сильно, как и ребенка. Ведь можно быть маленьким, даже если уже большой, и даже если в носу ковыряешься, тебя все равно любят. И не для галочки, а до обмороков! "Понимаешь, я в ударе. Я пенюсь и пузырюсь" - сказал один из героев этих историй. У меня осталось такое впечатление от прочтения этой книги!
…То Простодурсен запнется о лопату, то вылупится утёнок, то исчезнет река. Из этих маленьких происшествий сплетается непредсказуемое повествование. Меня оно совершенно покорило точно отмеренным соотношением абсурда, юмора, простоты и философской глубины, которое я рискну назвать абсолютной гармонией.
Ольга Дробот
Приречная страна маленькая, а герои большие. Они даже больше своих домов. Порою, переполненные мыслями, чувствами и переживаниями, они так увеличиваются, что их страна помещается у них на шапочках.
Варвара Помидор