Ольга громова "Сахарный ребенок"

Ольга Константиновна Громова - главный редактор профессиональной газеты "Библиотека в школе" Издательского дома "Первое сентября", по профессиональному образованию – библиотекарь-библиограф. Стаж работы в библиотеках разных типов 25 лет, в том числе 5 лет – в научной, 13 лет – в школьных. По мнению Ольги Громовой, сейчас читают не меньше, чем в так называемое «советское время». «Просто теперь читают не там, не так и не то, что мы с вами». В своих лекциях она старается передать своим коллегам-библиотекарям интересные и эффективные технологии работы по привлечению к чтению детей и подростков: громкое чтение, чтение с остановками, музей проживания одной книги. Главная идея этих техник - не комментировать текст и не трактовать его «единственно верно и правильно». Важнее всего уметь задавать вопросы, побуждающие аудиторию размышлять и чувствовать, давать свою оценку прочитанному, прогнозировать продолжение истории. 

После прочтения книги  «Сахарный ребенок» как раз очень хочется продолжить историю, пусть будет не так жизненно, а сказочно - так же как начиналась эта повесть…

История книги началась в 1988 году. Именно тогда состоялось знакомство Ольги Громовой со Стеллой Натановной Дубровой (Нудольской), подлинная история жизни которой и описана в повести. Представьте себе маленькую девочку, которая пять лет росла в атмосфере абсолютной любви и счастья благополучной интеллигентной семьи, свободно говорящую на русском, немецком и французском языках, умеющую читать с 4 лет, знающую много стихотворений, песен и сказок, которые рассказывает мама Юлия, агроном по профессии, свободно говорящая на пяти иностранных языках, прекрасно рисующая и играющая на пианино. Вы знаете кто такая Жанна Д'Арк, Кутузов, Барклай де Толли, Багратион, декабристы, Коперник, где находится Африка и кто её населяет. Ваши прапрабабушки были фрейлинами Её Императорского Величия, а прапрадеды артиллерийскими офицерами со времён Петра I. Когда вы гуляете с мамой она декламирует стихотворения обо всём, что видит вокруг и никогда не повторяется, а папа много работает, но когда приходит домой в его карманах всегда находятся для вас конфетки и яблоки, с папой всегда весело и интересно путешествовать по миру при помощи  географической карты. И в один момент все оборвалось. Все разрушилось. Отец оказывается врагом народа и естественно арестован, а Эля и ее мама, как члены семьи  врага народа, отправлены в лагерь в Киргизию.

Изначально Стелла Натановна, по просьбе Ольги Громовой, написала четыре отдельные истории, которые были опубликованы в газете «Первое сентября» (1999 г.) и в журнале «Библиотека в школе» (2000 г.) под названием «Не позволяй себе бояться». Истории эти очень понравились юным читателям. Читательский интерес побудил Стеллу Натановну продолжить работу над мемуарными записями, для чего в 70 лет она самостоятельно освоила компьютер. Однако, ухудшившееся здоровье, не позволило завершить записи. Как завещание осталась Ольге Громовой пожелание героини написать на основе мемуаров повесть для детей и подростков. Понимание как это сделать пришло не сразу. Серьезная работа над книгой продолжалась весь 2012 год.

Кажется, что после прочтения этой книги никто не останется равнодушным, возможно еще и потому, что повествование ведется от лица самой Эли, все события мы видим через призму ее восприятия. Можно ли назвать это произведение «романом взросления»- это решит каждый читатель сам для себя. Однако поражаешься той силе воли, нравственности и способности людей не терять человеческое лицо в  тяжелейших жизненных ситуациях,  оказывать помощь, делиться последним, что имеешь, а главное не терять веры, веры в себя, в людей вокруг, и в то, что все изменится и будет лучше. Вот поэтому эта книга светлая и жизнеутверждающая.

Что не пройдет мимо взрослых -  конечно же начинаешь задумываться , а как бы ты сам выжил в таких условиях, смог бы, не сломался ли бы … Есть о чем подумать в проекции прошлого, настоящего и будущего

И второе. Тема семьи. Семья – это основа всего, это истоки  веры и источник сил.

Родители, которые любят друг друга и всегда находят время и силы на своих детей. В чётком понимании того, что такое хорошо, и что такое плохо, что можно, и что нельзя, как нужно и как невозможно. Вера там, где ребёнку верят и в него верят, где есть чёткие нравственные критерии, но нет скучной дидактики.

Задавайте себе вопросы и находите  в себе ответы, которые помогут правильно объяснить вашему ребенку суть происходящего, вовремя найти нужные слова и главное, помогут вырасти достойными людьми, несмотря ни на что.