— Как кричит коровка ?
— Му-у-у...
— Правильно! А бычок?
— А бычок... вздыхает на ходу!
Самая распространенная проблема взрослых — это попытки сравнивать речевые достижения своего ребенка с успехами его сверстников. Ведь как это так: Вася из соседней квартиры, ровесник вашего ребенка, уже говорит вовсю, «как молоточек», а ваш «застрял» на 20—30 основных словах и молчит, «как партизан».
Дело в том, что дети в раннем возрасте развиваются «скачкообразно». Они как бы копят знания и умения, тренируются, а потом выдают все разом. И сегодня ваш ребенок говорит 20 слов, а завтра — уже 100. Сегодня четко произносит 10 звуков, а завтра — 25.
Развитие речи имеет два основных направления: восприятие чужой речи и становление собственной. До определенного времени число понимаемых слов значительно превосходит количество активно произносимых. Так, например, к году ребенок может произносить 6-8 слов, а понимать уже 30-50. И взрослые о нем говорят: «Все понимает, а сказать не может».
Задача родителей — активно развивать «пассивный словарь». Ведь пассивный словарный запас — это основа активной речи. Для этого нужно много разговаривать с ребенком, объяснять то, что он видит, рассказывать ему сказки, читать стихи, вместе рассматривать книги и т.п.
Чтобы реально оценивать ситуацию, ребенка нужно сравнивать не со сверстниками, а с ним самим. Если его словарный запас в 1 год был 15 слов и в 1,5 года — 15 слов, это, безусловно, повод задуматься о том, что вы что-то делаете не так. А если день ото дня наблюдается прогресс, пусть, на ваш взгляд, и незначительная, но все-таки есть положительная динамика, то особых поводов для беспокойства нет. У каждого ребенка своя программа развития!
Какой-то четкой последовательности в том, какие звуки ребенок должен научиться произносить сначала, а какие — потом, не существует. Так, в возрасте 1,5 лет у Дениса «любимыми» звуками были «Д» и «Т». Это еще раз убеждает в том, что все дети индивидуальны!
Однако ни в коем случае не стоит «расслабиться» и ничего не делать: если вас что-то смущает в речевом развитии ребенка, то лучше перестраховаться и обратиться к специалисту. Для этого они и существуют!
Кроме того, очень хорошо выполнять вместе с детьми творческие задания: рисование, аппликацию, лепку, конструирование и другие варианты развития мелкой моторики, что, как известно, способствует активизации речевых центров в мозгу.
Детский возраст тем и хорош, что многое еще можно откорректировать. Было бы желание и стремление «держать руку на пульсе».
И еще один немаловажный момент, связанный с развитием речи. Когда ребенок научается говорить, родители начинают прислушиваться к тому, ЧТО он говорит, какие слова употребляет. А говорит он то, что когда-либо сам слышал. Так что, дорогие родители, обращайте внимание на свою речь!
По материалам книги Светланы Арсентиевой "Маленькие детки-маленькие бедки"
http://ped-kopilka.ru/roditeljam/rechevoe-razvitie-rebenka-do-3-let.html