Особенности развития детей от 3 до 5 лет

Как развивать мелкую моторику:

  • Ребенок учится держать карандаш правильно. Самое время много рисовать и делать первые упражнения для подготовки к письму (мы в детских садах «Юла» активно используем прописи для детей с 3-х лет).
  • Ваш ребенок учится застегивать одежду на кнопки, осваивает расстёгивание-застегивание молнии.
  • Малыш уже может помогать с домашними делами. Он может пробовать наливать жидкость из кувшина в чашку. Но будьте морально готовы, что первое время может разливать жидкость мимо, это нормально. Ребенок же учитсяJ Но, соответственно, предлагайте безопасную для этого возраста жидкость (не горячий чай!).

Как ребенок двигается (развитие крупной моторики):

  • Учится бросать и ловить большой мяч
  • Прыгать, лазать и перепрыгивать - это активность, которую ваш ребенок любит больше всего. И это правильно! Потерпите и не одергивайте его.
  • Ваш ребенок научится крутить педали на трехколесном велосипеде в этот период. При освоении же двухколесного велосипеда обязательно надевайте шлем на ребенка!
  • Ваш ребенок может быть более подвержен несчастным случаям, так как в этом возрасте дети становятся более склонен к авантюрам. И зачастую менее внимательным, так как просто не успевает за скоростью своих мыслейJ
  • Защищайте вашего ребенка от падений, убедившись, что игровое оборудование является безопасным. И не оставляйте без присмотра ребенка.

Развитие речи и навыков общения ребенка:

  • Спрашивать "почему" - это любимое занятие для детей в этом возрасте. Ваш ребенок хочет знать все причины событий вокруг него. Опять же: терпение. Не отмахивайтесь от «почемучки», а отвечайте на все его вопросы обстоятельно. Именно сейчас закладывается основа будущего интеллекта и база для всех последующих знаний.
  • Самое приятное: ваш ребенок учится слушать объяснения об окружающем мире с интересом.
  • Словарный запас продолжает стремительно расти.
  • Ваш ребенок произносит слова все лучше, но может все же пропускать или заменять некоторые звуки (особенно "л" или "Р").
  • Воображение вашего ребенка и его повышенная способность помнить детали из прошлого делают его интересным рассказчиком.
  • Ваш ребенок может пересказывать знакомые истории, которые вы прочитали. Очень важно больше читать и играть со словами и звуками (через стихи, песни и рассказы).

Как ребенок исследует (когнитивное развитие вашего ребенка):

  • Ваш ребенок должен уметь ответить на вопросы типа "что ты обычно делаешь, когда ты сонный или голодный?"
  • Ребенок должен знать различные формы (круг, квадрат, треугольник) и цвета (синий, красный, желтый, зеленый).
  • Ваш ребенок к 5 годам должен уметь рассказать «стройную» историю с началом, серединой и концом.
  • Установите твердые и последовательные границы поведения для вашего ребенка, и начните объяснять ребенку разницу между правильным и неправильным.
  • У ребенка трудное время узнавания разницы между реальностью и фантазией.
  • Ваш ребенок учится понимать абстрактные понятия прошлого, настоящего и будущего.
  • Важный период по подготовке к обучению чтению. Постепенно учим соединять буквы в слоги. Некоторые дети способны и в 4 года научиться читать. Но это очень индивидуально. Поэтому не настаивайте, не давите. Время от времени ненавязчиво предлагайте игры для развития этого навыка.

Как ваш ребенок развивается эмоционально (социальное и эмоциональное развитие вашего ребенка):

  • В этот период у вашего ребенка могут развиваться новые страхи, особенно в новых местах, с новыми звуками.
  • Ваш ребенок учится делиться с другими.
  • Ребенок учится следовать простым правилам в играх (например, в "прятки"), но всегда хочет побеждать и быть первым.
  • Малыш легко поддается влиянию того, что он смотрит по телевизору. Он начинает  действовать, как будто он - его любимый персонаж. Важно контролировать, что ребенок смотрит.
  • Ваша поддержка и рекомендации помогут вашему ребенку научиться контролировать свое эмоциональные, порой агрессивные, импульсы.
  • Вы можете заметить, что в этом возрасте ребенок будет уже сам подходить к другим детям и инициировать игры с ними.
  • Следует помнить, что нормальная часть развития ребенка в этот период - сексуальные исследование собственного тела. Ваш ребенок будет узнать о том, что уместно, только из ваших сообщений к нему. Будьте внимательны, что и как вы говорите ребенку об этом. Табуировать эту тему не рекомендуется, но и излишние подробности в этом возрасте ни к чему. Но спокойно обсудить тему полового различия стоит (и специальные детские книжки с адаптированными картинками вам в помощь).

Любите и играйте с вашим ребенком:

  • Игры в "дом" дадут ребенку возможность подражать вашей деятельности и попробовать себя в разных ролях.
  • Сделайте игровое время на свежем воздухе частью повседневной жизни вашего ребенка. Посещайте детские площадки, парки или пойдите просто на прогулку.
  • Любопытство вашего ребенка управляет познанием, обеспечивает захватывающим новым опытом и стимулирует обучение.
  • Регулярно читайте малышу каждый день (если можете). Книги, которые мы особенно рекомендуем описаны в разделе Отзывы о книгах.
  • Интерес и сохранение внимания ребенка подскажут вам, какого уровня истории «правильны» для него. Слишком сложные и детализированные ответы на его «почему» или длинные сказки с «глубокой» моралью скучны малышу и пользы не принесут.

 

Безусловно, программа детского сада (в том числе и нашего садика "Юла") выстроена с учетом всех этих особенностей. Но важно понимать, что для максимального успеха развития ребенка заниматься с ним должны и в семье, любимые родители. 

 

На основе материалов Научно-исследовательского центра детей и подростков (CASRC), Сан-Диего, США